Суть выездного обследования

 

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) одним из контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является выездное обследование (ст. 75 Закон № 248-ФЗ). Под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля. В ходе такого обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Мероприятие проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.

 Выездное обследование может проводиться в следующих случаях:

- явное использование земельного участка не по целевому назначению (для установления которого достаточно провести осмотр общедоступных территорий, либо с общедоступных территорий). Например, автостоянка/ магазин, кафе на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо личного подсобного хозяйства;

- самовольное занятие общедоступных земель. Например, киоск, гараж или забор занимает земли общего пользования и обмер можно провести с общедоступных земель.

В рамках выездного обследования допустимо проводить следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, инструментальное обследование.

Выездное обследование является мероприятием без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем, Законом № 248-ФЗ предусмотрено не вручение контролируемому лицу акта выездного обследования на месте его проведения, а направление контролируемому лицу акта выездного обследования в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона № 248-ФЗ (в электронном виде, либо по почте).

В соответствии с п. 5 ст. 75, ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ по результатам проведения выездного обследования:

- инспектор обязан принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности (при установлении достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения);

- инспектор не вправе выдавать предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства.

С целью выдачи предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства может быть проведена документарная проверка, в рамках которой изучаются материалы выездного обследования, и по результатам которой контролируемому лицу может быть выдано такое предписание.

 


 

Новости Управления Росреестра по Томской области в социальных сетях

 

Управление Росреестра по Томской области сообщает, что важная информация и новости о недвижимостипоявляются в группах Управления в социальных сетях, где их можно обсудить, оценить и поделиться информацией. Подпишитесь на Управление Росреестра по Томской области в любом удобном для вас ресурсе, и вы всегда будете владеть актуальной информацией. Ждём вас в наших группах:

 

1.     Instagram (Томский Росреестр): https://www.instagram.com/rosreestrtomsk

 

2.     VK (Управление Росреестра по Томской области): https://vk.com/public196926452

 

3.     Twitter (Управление Росреестра по Томской области): https://twitter.com/RosreestrTomsk

 

4.     Facebook (Управление Росреестра по Томской области): https://www.facebook.com/RosreestrTomsk

 


 

 

Регистрация ранее возникшего права

 

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до 31.01.1998, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Например, если надо подтвердить право на объект недвижимости в настоящее время.

При совершении сделки с недвижимостью, права на которую возникли до 31 января 1998 г., регистрация производится одновременно с регистрацией перехода права на объект недвижимости либо с регистрацией сделки. Для этого нужно дополнительно заполнить еще одно заявление.

Зарегистрировать ранее возникшее право можно заблаговременно и без оплаты госпошлины. Для этого нужно подать документы в Кадастровую палату либо в МФЦ, независимо от места нахождения недвижимости и независимо от места жительства.

Также документы можно направить:

- почтовым отправлением в Росреестр с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. При подаче документов по почте подлинность подписи на заявлении нужно засвидетельствовать нотариально (в сельских поселениях, где нет нотариуса, это может сделать специалист Администрации поселения, наделенный полномочиями нотариуса);

- в электронной форме через Единый портал госуслуг, официальный сайт Росреестра или с использованием веб-сервисов;

- через нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате.

«Существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав, сведения о которых в реестре недвижимости отсутствуют, является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в Росреестре», - отметила Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 


 

 

Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН

 

С 2022 года сведения, содержащиеся в ЕГРН, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" предоставляются публично-правовой компанией "Роскадастр" (далее - Роскадастр), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, среди которых сеть "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), официальные сайты Росреестра, Роскадастра (далее - официальные сайты) с использованием единой системы идентификации и аутентификации, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН) (п.2 Приказа Росреестра от 08.04.2021 №П/0149).

До завершения процедуры реорганизации предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, отнесено к полномочиям филиала Кадастровой палаты по Томской области.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, размещаются на официальном сайте, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных.

Кроме того, в случае принятия уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами решений о наложении запрета на выдачу сведений о защищаемых лицах и их близких, объектах государственной охраны и членах их семей сведения о таких лицах, содержащиеся в ЕГРН, не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами либо указом Президента Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании запроса, форма которого установлена Приказом Росреестра от 08.04.2021 №П/0149. Также данным Приказом установлены порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

Запрос, представленный не по установленной форме и (или) с нарушением установленного порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Роскадастром запроса о предоставлении сведений. В случае если плата вносится после представления запроса, днем получения Роскадастром запроса считается день, следующий за днем получения Роскадастром сведений об оплате.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН и переданные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на дату подписания органом регистрации прав соответствующей выписки из ЕГРН.

 


 

Для чего нужны правила землепользования и застройки?

 

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это документ градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. ПЗЗ утверждаются актами органов местного самоуправления. ПЗЗ устанавливают перечень видов разрешенного использования, предельные размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства.

«Из ПЗЗ граждане могут узнать, где на территории муниципального образования можно строить жилые дома, где должны размещаться социальные объекты, например, школы и больницы, а где возможно строить торговый центр или автосервис. Также в ПЗЗ четко установлены зоны, в которых запрещено капитальное строительство», - рассказала Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 ПЗЗ значительно упрощают и ускоряют решение вопросов по установлению и изменению вида разрешенного использования земельных участков. Для изменения вида разрешенного использования правообладатель земельного участка может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменения, указав в заявлении необходимый вид разрешенного использования, без приложения дополнительных разрешений и согласований со стороны органов власти, в случаях, установленных действующим земельным и градостроительным законодательством.

 Если в ПЗЗ нет необходимого вида разрешенного использования, то нужно обратиться в орган местного самоуправления и в ПЗЗ могут быть внесены изменения. В целях внесения изменений в ПЗЗ, в том числе,  однократного изменения видов разрешенного использования земельных участков, проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка заключения комиссии не требуются. При этом должны соблюдаться следующие условия – по установленным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (установленные градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны) допускается однократное увеличение параметров не более, чем на 10%.  

Как заметила Елена Ковальчук, качественно подготовленная градостроительная документация и ПЗЗ упрощают и ускоряют процесс государственного кадастрового учета. Всё это направлено на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

 


 

 

 Основания и порядок прекращения прав на объекты, не являющиеся недвижимым имуществом

 

Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

В случае признания здания, сооружения движимым имуществом, они подлежат снятию с государственного кадастрового учёта и записи о правах, ограничениях на них в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) подлежат прекращению.   

В соответствии с ч. 20 ст. 70 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) в случае, если в соответствии с законодательством РФ объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не являются объектами недвижимого имущества (в том числе в связи с исключением таких объектов из числа недвижимых вещей в соответствии с внесением изменений в федеральный закон) и (или) не подлежат государственному учёту в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом, записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы.

Орган регистрации прав самостоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из ЕГРН таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, в отношении объектов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 58 Закона о недвижимости в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.

Таким образом, в настоящее время существует два способа снятия с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости и прекращения на них прав:

- путем подачи заявления на основании ч.20 ст.70 Закона о недвижимости и поступления из осуществивших государственный технический учет зданий, сооружений органов необходимых сведений о характеристиках объекта как о движимом;

- на основании судебного акта в соответствии с ч.8 ст.58 Закона о недвижимости.

 Представление каких-либо заключений иных технических специалистов, организаций либо иных документов, свидетельствующих о том, что объект является движимым, не является основанием для совершения соответствующих учетно-регистрационных действий, что следует также из сложившейся судебной практики.

 


 

 

Кто может получить участок для жилищного строительства в рамках реализации проекта «Земля для стройки»?

 

Во всех субъектах, и на территории Томской области успешно реализуется проект «Земля для стройки».

В 2020 году Росреестр по поручению Правительства РФ во всех регионах провел масштабную работу по выявлению свободных территорий для возможной застройки. На основе полученной аналитической информации все данные о перспективных участках под жилищное строительство со всей страны размещаются на Публичной кадастровой карте, которую ведет и наполняет подведомственная Росреестру Кадастровая палата.

По результатам работы ведомства начиная с 2020 года выявлено порядка 5,7 тыс. земельных участков и территорий, площадь которых около 100 тыс. га, для дальнейшего вовлечения в оборот, что позволяет построить, по экспертным оценкам, порядка 310 млн кв. м. жилья.

Для реализации проекта «Жильё и городская среда» на территории Томской области и проведения анализа эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Росреестра по Томской области создан постоянно действующий Оперативный штаб. По результатам работы оперативного штаба за 2021 год выявлено 68 земельных участков общей площадью 724 га, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства.

Кроме того, за этот же период вовлечено в оборот в целях жилищного строительства 17 земельных участков общей площадью 200 га, расположенных на территории Томской области. В целях реализации возможности доступа к информации об указанных земельных участках неограниченного круга лиц, в том числе потенциальных инвесторов, а также в целях обеспечения достижения показателей национального проекта «Жилье и городская среда» Администрацией Томской области подписано Соглашение о взаимодействии с Росреестром.

Как отметила Елена Ковальчук, исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области, в рамках указанного Соглашения в уполномоченный орган направляются сведения об участках, пригодных для жилищного строительства. Кадастровая палата, как оператор Публичной кадастровой карты, размещает на ней данные о земельных участках. Далее лицо, которое заинтересовалось конкретным участком, направляет посредством сервиса «Земля для стройки» информацию о себе в ответственный уполномоченный орган, на территории Томской области это Департамент архитектуры и строительства Томской области. Тот, в свою очередь, определяет статус собственности участка (федеральная, региональная, муниципальная, неразграниченная собственность) и в зависимости от этого распределяет заявку. После чего проходит аукцион, и победитель оформляет право пользования на конкретный земельный участок.
Указанная выше система работы позволяет гражданам и потенциальным инвесторам упростить процесс выбора и получения пригодных для строительства жилья территорий».

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в главе V.1 Земельного Кодекса Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством не ограничен круг лиц, имеющих право на получение земельного участка для жилищного строительства в рамках реализации проекта «Земля для стройки».

 


 

 

 Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий

 

С 1 июля 2021 г. действуют положения Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон 248-ФЗ), в соответствии с которыми создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ).

В соответствии со ст. 19 Закона 248-ФЗ ЕРКНМ предназначен для учета проводимых контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий, принятых контрольными (надзорными) органами мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до таких нарушений; для учета решений и действий должностных лиц контрольных (надзорных) органов, решений контрольных (надзорных) органов, принятых при проведении мероприятий и принятии мер, а также принятых по итогам рассмотрения жалоб контролируемых лиц; для обеспечения взаимодействия контрольных (надзорных) органов и органов прокуратуры в рамках планирования и согласования проведения контрольных (надзорных) мероприятий; а также для учета информации о жалобах контролируемых лиц.

ЕРКНМ является федеральной государственной информационной системой. Оператором ЕРКНМ является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 № 604 утверждены правила формирования и ведения ЕРКНМ (далее - Правила).

ЕРКНМ содержит информацию о плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводимых в соответствии с Законом 248-ФЗ, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предоставление информации, содержащейся в ЕРКНМ, осуществляется посредством обеспечения доступа к единому реестру проверок на безвозмездной основе.

Таким образом, используя сайт ЕРКНМ (https://proverki.gov.ru/) индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане имеют возможность заблаговременно получить информацию о планируемых в отношении них контрольных (надзорных) мероприятиях, а также о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях.

Наличие у индивидуального предпринимателя, юридического лица или гражданина данной информации позволит подготовиться проверяемому лицу к проверочным мероприятиям.

 


 

 

Как снять с кадастрового учёта разрушенный дом?

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 

«Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учёта при их гибели или уничтожении. Для этого необходимо обратиться в Кадастровую палату или МФЦ со следующими документами:

1) заявление о снятии с учёта объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Бланк заявления можно скачать заранее на официальном сайте Росреестра или заполнить в офисах приёма;

2) правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учёта (только в случае, если права на разрушенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

3) документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Форма акта обследования и требования к его подготовке утверждены приказом минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 627.

В результате проведения учётных действий заявителю или его представителю будет выдана кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости».

 


 

 

Как получить электронную подпись

 

На портале Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) можно получить госуслуги в электронном виде: поставить объект на кадастровый учет, зарегистрировать права на объект недвижимости, получить сведения из ЕГРН. Для этого необходимо иметь электронную подпись.

Для получения электронной подписи в ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо зарегистрироваться на сайте удостоверяющего центра (УЦ) uc.kadastr.ru и оформить запрос в личном кабинете. После проверки вашего запроса специалистом УЦ там сформируется квитанция на оплату услуги. Как только оплата от вас поступит, запрос перейдет на стадию ожидания удостоверения личности. Далее с вами свяжется сотрудник УЦ для назначения времени визита в офис, скажет, какие документы необходимо принести с собой. После подтверждения личности и фотофиксации в офисе УЦ квалифицированный сертификат станет доступен в личном кабинете.

Если необходимо получить сертификат для кадастрового инженера, необходимо заполнить поле «Дополнительная информация», указав реестровый номер кадастрового инженера в Государственном реестре кадастровых инженеров (ГРКИ) в формате 00000-ГРКИ без пробелов, и прикрепить скан-копию выписки из реестра Саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является, подтверждающую принадлежность кадастрового инженера к СРО.

Электронная подпись позволяет получать государственные, муниципальные услуги и подписывать различные документы в электронном виде. Она надежно защищена от подделок и позволяет избежать необходимости обращения к различным посредникам и, соответственно, избежать финансовых затрат на оплату их помощи.

Электронные услуги и сервисы существенно упрощают процедуру предоставления государственной услуги, а также сокращают время ее предоставления. Например, чтобы получить выписку из ЕГРН об объекте недвижимости потребуется несколько минут.

«Еще один неоспоримый плюс при пользовании электронными госуслугами – это сокращение размера государственной пошлины и платы. При регистрации права собственности и получении сведений из ЕГРН снижение составляет от 30 до 87%», - отметила исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук.

 

Создание запроса на сертификат 

На данном этапе будет сформирован контейнер закрытого ключа, который в последствии необходим для создания электронных подписей. Место сохранения и пароль контейнера будут известны только вам. Контейнер не подлежит восстановлению. Удостоверяющий центр не несет ответственность за сохранность контейнера и указанного вами пароля к нему.

Для зарегистрированных на сайте пользователей действует сервис обратной связи, с помощью которого можно обратиться в службу технической поддержки, получить консультацию, а также поставить оценку качества работы сервиса или направить предложения по его совершенствованию.

«Квалифицированный сертификат, выпущенный удостоверяющим центром ФГБУ «ФКП Росреестра», действителен в течение 1 года 3 месяцев с момента выпуска. Создание, выдача сертификата ключа проверки электронной подписи для физических лиц и кадастровых инженеров составляет 700 рублей. Услуга по аннулированию квалифицированного сертификата предоставляется на безвозмездной основе», - рассказал директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» Виталий Файт.

Квалифицированные сертификаты применимы к использованию на порталах Росреестра, Госуслуг, ФНС России, ФНП России и других ресурсах.

 

 

Просмотров: 814
Источник: Управление Росреестра по Томской области